Спорт и физкультура в детском саду
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач нашего детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада. В процессе решения проблем здоровья дошкольников педагоги тесно взаимодействуют с медицинскими работниками: старшая медсестра и врач-педиатр из ГБУЗ РМ «Детская поликлиника №3».
В детском саду на протяжении учебного года практиковалось сочетание разных видов двигательной активности детей:
- утренняя гимнастика (на свежем воздухе в теплый период года),
- физкультминутки, динамический час, игры с движениями в свободной деятельности;
- физкультурные занятия по формированию двигательных умений и навыков;
- музыкально-ритмические движения;
- спортивные досуги и развлечения;
- дни здоровья;
- гимнастика после сна, дыхательные упражнения;
- ежедневный режим прогулок – 4-5 часов.
Для профилактики простудных заболеваний с детьми проводились разные виды закаливания:
- воздушные и солнечные ванны;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры;
- кислородный коктейль;
- витаминотерапия: обогащение рациона питания свежими овощами, фруктами, соками; С-витаминизация 3-х блюд (ежедневно); витаминотерапия (аскорбиновая кислота, ревит, черника форте, аскорбиновая кислота (драже), сироп шиповника, черники);
- фитотерапия. Для укрепления иммунной системы применяются фиточаи. В МАДОУ используются витаминный чай «Бабушкино лукошко» (цветки календулы, ромашка, шиповник); полоскание горла настоями лекарственных трав.
- неспецифическая профилактика заболеваний верхних и нижних дыхательных путей (оксолиновая мазь, виферон, афлубин);
- аромотерапия. Применение ароматических масел.
-не имеют негативного побочного действия на организм и не вызывают привыкание; обладают бактерицидными и противовоспалительными действиями;
- воздействуют на нервную систему, на сферу эмоций и психическое здоровье;
- имеют биоэнергетическую ценность.
Используются ароматы: лимон, апельсин, чайное дерево, мандарин, мята, лаванда, эвкалипт.
Решение задач укрепления физического и психического здоровья невозможно без создания современной спортивно – оздоровительной среды. В МАДОУ «Детский сад №89» созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей. Спортивно – оздоровительная среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности.
Развивающая среда в МАДОУ и условия пребывания организованы с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать их двигательную активность. Интерьер и оформление МАДОУ способствуют эмоциональному благополучию ребенка.
Оздоровительное пространство МАДОУ включает в себя и оборудование, позволяющие осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:
Оборудование:
- Бактерицидные лампы;
- Спортивные тренажеры: детская беговая дорожка КТМ, магнитный велотренажер, мини степпер, велотренажер, детский тренажер «Бегущий по волнам», беговая дорожка DH, механическая беговая дорожка, детский тренажер «Гребля», детский велотренажер КЕВ, велотренажер;
- Оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в т.ч. физкультурные уголки и спортивные комплексы);
- Выносной материал для занятий физической культурой на участке,
- Атрибуты для подвижных игр;
- Оборудование для спортивных игр (хоккей, лыжи, баскетбол, бадминтон, пионербол и т.д.);
- Оборудование для занятий в «сухом» бассейне;
- Оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале);
- Оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале);
- Мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, бревна, балансировочный брус, арки и кольца.
Во всех возрастных группах создана среда для активизации двигательной деятельности дошкольников в течение дня. Педагогами систематически проводятся:
- утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма;
- закаливание (воздушные ванны);
- подвижные игры на прогулке;
- физкультминутки во время проведения образовательной деятельности;
- физические упражнения после сна;
- медико-педагогический контроль.
Педагоги организуют просветительскую работу с семьями воспитанников, выстраивая различные формы взаимодействия, привлекая родителей к активному участию в деятельности МАДОУ по данной проблеме.
В центрах взаимодействия с родителями в каждой группе оформляются уголки здоровья, папки-передвижки, проводятся консультации: «Оздоровление ребенка летом», «Здоровье всему голова», «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Профилактика кишечных инфекций», «Ребенок на даче», «Уроки Мойдодыра», «Берегите зрение детей. Гимнастика для глаз», «Как уберечь ребенка от травм».
В МАДОУ имеются информационные стенды для родителей: «Здоровье – это здорово!», «Приятного аппетита» - где ежедневно вывешивается меню и рецепты блюд для организации правильного питания детей; «Мы растём здоровыми!» - спортивные достижения детей, план спортивных мероприятий детского сада.
В саду работает секция «Футбол», главная цель которой оздоровление и физическое развитие детей в процессе тренировочных занятий и игры в футбол.
Инструктором по ФК проводится ЛФК. Комплексы дозированных физических упражнений на фоне правильного поставленного дыхания, помогают восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. Выполняются упражнения строго под присмотром инструктора ЛФК.
Воспитанники МАДОУ «Детский сад №89» посещают различные детские спортивно-юношеские школы города Саранск.
Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижения заболеваемости детей.
Обеспечение снижение общей и инфекционной заболеваемости детей осуществляется за счет:
- четкого соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- системного проведения оздоровительных мероприятий, закаливающих процедур;
- включения оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика);
- специальных оздоровительных и лечебных мероприятий (витаминотерапия);
- выявления в результате анкетирования родителей вопросов, интересующих их по проблеме здоровья (в частности воспитания привычки здорового образа и жизни).