Направления деятельности
Коррекционно-развивающая деятельность
Предусмотрено системное развитие звуковой культуры речи воспитанников в целостном образовательном процессе с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы.
Ссылки на внешние ресурсы
МАДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида" группа в ВК
Образовательный процесс. Поддержка детской инициативы
В МАДОУ Детский сад №89 реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество подготовки воспитанников к школе на достаточно высоком уровне.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Программа основана на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа составлена в соответствии с образовательными областями с учётом ФГОС ДОУ: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения:
— режимные моменты, игровая деятельность;
— специально организованные традиционные и интегрированные занятия;
— индивидуальная и подгрупповая работа;
— самостоятельная деятельность;
— опыты и экспериментирование.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В содержательном разделе основной образовательной программы МАДОУ "Детский сад №89" представлены способы и направления поддержки детской инициативы. Наша задача создать необходимые условия для развития индивидуальности и инициативы детей. Результатом освоения общеобразовательной программы дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности у детей в разных видах деятельности.
Ссылки на внешние ресурсы
"МАДОУ Детский сад №89 комбинированного вида" группа в VK
Медиация
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей и т. д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами детского сада.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
- Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
- Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
- Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
- Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
- Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
- Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
О нашей службе медиации
Руководитель службы медиации:
Винокурова Юлия Викторовна, старший воспитатель
Медиаторы:
Храмова Ирина Александровна, воспитатель
Романова наталья Владимировна, воспитатель.
Ссылки на внешние ресурсы
Программа инновационной деятельности
Паспорт программы инновационной деятельности
"Формирование социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента"
Уровень инновационной деятельности |
Муниципальный |
Основание для разработки Программы |
|
Тема инновационного проекта |
«Формирование социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента» |
Руководитель инновационного проекта |
Заведующая МАДОУ |
Разработчики инновационного проекта |
Заведующая МАДОУ Старший воспитатель Творческая группа МАДОУ |
Исполнители инновационного проекта |
Педагогический состав МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» |
База реализации инновационного проекта |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №89 комбинированного вида» 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, Проспект 60 лет Октября, д.12 |
Сроки реализации инновационного проекта |
1.09.2020-01.09.2025 гг. |
Актуальность |
Одной из важнейших задач дошкольного образования является гармоничное развитие ребенка, создающее фундаментальную базу для его дальнейшего обучения и личностного развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) речевое развитие включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Центральные задачи речевого образования, по мнению О. С. Ушаковой, состоят в «формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию». Отечественными и зарубежными педагогами и психологами неоднократно подчеркивалось, что речь является средством развития общения, а потребность у детей в общении на ранних этапах онтогенеза является базисом для дальнейшего развития личности (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.). Дошкольный возраст, как пишет А. А. Леонтьев, это возраст, когда фактически закладываются основы личности, в это время у ребенка формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Поэтому еще одним приоритетным направлением развития и образования детей согласно ФГОС является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие… эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…». В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным». Он считал, что интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления нового образования. В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов. На современном этапе проблемами интеграции занимаются такие исследователи и методисты как Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, К.Ю. Белая А.А. Майер, Н.А. Короткова и др. По мнению многих исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. |
Цель |
Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей в формировании социально-коммуникативных навыков и развития речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента. |
Задачи |
-Изучить и проанализировать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента; -Определить пути, формы и методы формирования социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников; -Выявить и теоретически обосновать педагогические условия повышения уровня сформированности социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников; -Проанализировать владение педагогами знаний о социально-коммуникативном и речевом развитии дошкольников; -Выявить критерии оценивания и разработать методику диагностики сформированности социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников; -Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному и речевому развитию региональный компонент; -Создать инновационную модель предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному и речевому развитию детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей; -Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия учреждения и семьи по вопросу речевого развития дошкольников. -Продолжить работу по сбору и систематизации материала по региональному компоненту, расширить связи с социумом; -Разработать учебно-методический комплекс для работы с детьми по формированию социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента. |
Гипотеза |
Целенаправленная разнообразная работа с педагогами и детьми по формированию социально-коммуникативных навыков и развитие речи через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников. |
Ожидаемые результаты |
В работе с педагогическим кадрами:
В работе с детьми:
В работе с родителями:
|
Этапы реализации инновационного проекта (основные задачи) |
Цель: создание условий для внедрения программы инновационной деятельности по речевому развитию. Основные задачи:-Изучение нормативно-правовой базы; -Установление контактов с другими образовательными учреждениями города, в том числе с вузами, учреждениями культурно-просветительного назначения для сотрудничества в области воспитания и образования детей; -Анализ условий реализации программы; -Обеспечение методического сопровождения реализации программы; -Создание условий для личностно-профессионального развития педагогов; -Создание творческой группы; -Обеспечение методического сопровождения реализации программы 2 этап. Практический (сентябрь 2021- август 2024) Цель: реализация программы инновационной деятельности по речевому развитию детей.Основные задачи:-Обеспечение выполнения программы реализации проекта и накопление программно-методических продуктов;-Обеспечение контроля реализации мероприятий и оперативную корректировку плана;-Анализ результатов и полученных продуктов. 3 этап. Обобщающий (сентябрь 2024 - май 2025) Цель: определение эффективности инновационной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста. Основные задачи:- Перевод инновационной деятельности в режим функционирования;-Итоговый анализ результативности реализации инновационного проекта;-Обобщение, описание опыта реализации проекта. |
Необходимые условия для проведения работ |
1. Материально-технические условия Материально-техническое состояние здания и территории МАДОУ соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. В детском саду имеется библиотека, которая включает в себя методическую литературу, периодические издания. Группы оборудованы компьютерной техникой с выходом в интернет. В МАДОУ имеется сканер, современная множительная техника, брошюровщик, фотоаппарат, программное обеспечение – позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами. В музыкальном зале имеется интерактивная доска, проектор, музыкальный центр. 2. Кадровые условия - полное укомплектование педагогическими кадрами МАДОУ; - соответствующий уровень квалификации педагогических кадров; - непрерывное профессиональное развитие. 3. Организационно-методические - Создание творческой группы; - Создание банка данных о предстоящей инновационной деятельности (анкетирование родителей); - Оформление наглядной информации для родителей по теме инновационной деятельности; -Осуществление мониторинга динамики социально-коммуникативных навыков и развития речи у дошкольников; - Разработка и внедрение в практику работы МАДОУ проектов; - Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, требований к максимальной нагрузке в организованных формах обучения; -Распространение инновационного педагогического опыта работы учреждения (участие в научно- практических конференциях, семинарах, ярмарках идей, педагогическом марафоне, методических объединениях, открытых просмотрах занятий); -Осуществление взаимодействия МАДОУ с социумом; 4. Информационные условия -СМИ - Сайт -Интернет -Публикации |
Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу, имеющихся в наличии и планируемых к разработке |
Для реализации инновационной деятельности по познавательно-речевому развитию в МАДОУ разработаны следующие образовательные программы по дополнительному образованию: -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Веселый счет» для детей 4-6 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «По дороге к Азбуке» для детей 5-7 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Говорим правильно» для детей 4-6 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Робототехника» для детей 5-7 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Риторика» для детей 5-6 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Говорушки» для детей 3-4 лет. Планируется разработать дополнительные образовательные программы: - Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Природа и мы» для детей 4-7 лет - Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Юный шахматист» для детей 5-7 лет. |
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки |
-Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста. -Разработанные образовательные проекты и образовательные программы педагогов. -Методический сборник инновационного опыта педагогов МАДОУ |
Распространение опыта и внедрение результатов проекта в массовую практику |
Размещение материалов работы инновационной деятельности на сайте детского сада. Обобщение и распространение опыта работы по инновационной деятельности среди ДОО городского округа Саранск. Выступления на заседаниях МО. Публикация статей по теме инновационной деятельности в научно-педагогических изданиях. |