Направления деятельности

Коррекционно-развивающая деятельность

Предусмотрено системное развитие звуковой культуры речи воспитанников в целостном образовательном процессе с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы.

Ссылки на внешние ресурсы

МАДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида" группа в ВК

Образовательный процесс. Поддержка детской инициативы

В МАДОУ Детский сад №89 реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество подготовки воспитанников к школе на достаточно высоком уровне.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Программа основана на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа составлена в соответствии с образовательными областями с учётом ФГОС ДОУ: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения:
— режимные моменты, игровая деятельность;
— специально организованные традиционные и интегрированные занятия;
— индивидуальная и подгрупповая работа;
— самостоятельная деятельность;
— опыты и экспериментирование.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В содержательном разделе основной образовательной программы МАДОУ "Детский сад №89" представлены способы и направления поддержки детской инициативы. Наша задача создать необходимые условия для развития индивидуальности и инициативы детей. Результатом освоения общеобразовательной программы дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности у детей в разных видах деятельности.

Ссылки на внешние ресурсы

"МАДОУ Детский сад №89 комбинированного вида" группа в VK

Медиация

Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей и т. д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами детского сада.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
- Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
- Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
- Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
- Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
- Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
- Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
О нашей службе медиации
Руководитель службы медиации:
Винокурова Юлия Викторовна, старший воспитатель
Медиаторы:
Храмова Ирина Александровна, воспитатель
Романова наталья Владимировна, воспитатель.

Ссылки на внешние ресурсы

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) <Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 194-ФЗ (последняя редакция)

Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2018 г. № 1837-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2018 г. № 1837-р

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 23.07.2013 N 233-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ (последняя редакция)

Программа инновационной деятельности

Паспорт программы инновационной деятельности 

"Формирование социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента"

Уровень инновационной деятельности

Муниципальный

Основание для разработки Программы

Тема инновационного проекта

«Формирование социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента»

Руководитель инновационного проекта

Заведующая МАДОУ

Разработчики инновационного проекта

Заведующая МАДОУ

Старший воспитатель

Творческая группа МАДОУ

Исполнители инновационного проекта

Педагогический состав  МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

База реализации инновационного проекта

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск  «Детский сад №89  комбинированного вида»

430034, Республика Мордовия, г. Саранск, Проспект 60 лет Октября, д.12

Сроки реализации инновационного проекта

1.09.2020-01.09.2025 гг.

Актуальность

Одной из важнейших задач дошкольного образования является гармоничное развитие ребенка, создающее фундаментальную базу для его дальнейшего обучения и личностного развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) речевое развитие включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 Центральные задачи речевого образования, по мнению                         О. С. Ушаковой, состоят в «формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию».

Отечественными и зарубежными педагогами и психологами неоднократно подчеркивалось, что речь является средством развития общения, а потребность у детей в общении на ранних этапах онтогенеза является базисом для дальнейшего развития личности (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.).

Дошкольный возраст, как пишет А. А. Леонтьев, это возраст, когда фактически закладываются основы личности, в это время у ребенка формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими.

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Поэтому еще одним приоритетным направлением развития и образования детей согласно ФГОС является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие… эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…».

В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным». Он считал, что интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления нового образования.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов. На современном этапе проблемами интеграции занимаются такие исследователи и методисты как Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, К.Ю. Белая А.А. Майер, Н.А. Короткова и др.

По мнению многих исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель

Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей в формировании социально-коммуникативных навыков и развития речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента.

Задачи

-Изучить и проанализировать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента;

-Определить пути, формы и методы формирования социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников;

-Выявить и теоретически обосновать педагогические условия повышения уровня сформированности социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников;

-Проанализировать владение педагогами знаний о социально-коммуникативном и речевом развитии  дошкольников;

-Выявить критерии оценивания и разработать методику диагностики сформированности социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников;

-Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному и речевому развитию региональный компонент;

-Создать инновационную модель предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному и  речевому развитию детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей;

-Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия учреждения и семьи по вопросу речевого развития дошкольников.

-Продолжить работу по сбору и систематизации материала по региональному компоненту, расширить связи с социумом;

-Разработать учебно-методический комплекс для работы с детьми по формированию социально-коммуникативных навыков и развитие речи дошкольников через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента.

Гипотеза

Целенаправленная разнообразная работа с педагогами и детьми по формированию социально-коммуникативных навыков и развитие речи через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Ожидаемые результаты

В работе с педагогическим кадрами:

  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме инновационной деятельности МАДОУ;
  • активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы
  • позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе.

В работе с детьми:

  • повышение качества и уровня педагогической деятельности по речевому развитию у детей дошкольного возраста.
  • использование различных форм и методов работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В работе с родителями:

  • повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах речевого развития детей.
  • помощь в организации среды групп.

Этапы реализации инновационного проекта (основные задачи)

  1. этап. Организационный (сентябрь 2020 - август 2021)

Цель: создание условий для внедрения  программы инновационной деятельности по речевому развитию.

Основные задачи:

-Изучение нормативно-правовой базы;

-Установление контактов с другими образовательными учреждениями города, в том числе с вузами, учреждениями культурно-просветительного назначения для сотрудничества в области воспитания и образования детей;

 -Анализ условий реализации программы;

-Обеспечение методического сопровождения реализации программы;

-Создание условий для личностно-профессионального развития педагогов;

-Создание  творческой группы;

-Обеспечение методического сопровождения реализации программы

2 этап. Практический (сентябрь 2021- август 2024)

Цель: реализация программы инновационной деятельности по речевому развитию детей.
Основные задачи:
-Обеспечение выполнения программы реализации проекта и накопление программно-методических продуктов;
-Обеспечение контроля реализации мероприятий и оперативную корректировку плана;

-Анализ результатов и полученных продуктов.

3 этап. Обобщающий (сентябрь 2024 - май 2025)

Цель: определение эффективности инновационной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Основные задачи:
- Перевод инновационной деятельности в режим функционирования;
-Итоговый анализ результативности реализации инновационного проекта;

-Обобщение, описание опыта реализации проекта.

Необходимые условия для проведения работ

1. Материально-технические условия

Материально-техническое состояние здания и территории МАДОУ  соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда.

В детском саду имеется библиотека, которая включает в себя методическую литературу, периодические издания.

Группы оборудованы компьютерной  техникой с выходом в интернет.  В МАДОУ имеется сканер, современная множительная техника, брошюровщик, фотоаппарат, программное обеспечение – позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами.

В музыкальном зале имеется интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

2. Кадровые условия

- полное укомплектование педагогическими кадрами МАДОУ;

- соответствующий уровень квалификации педагогических кадров;

- непрерывное профессиональное развитие.

3. Организационно-методические

- Создание творческой группы;

- Создание банка данных о предстоящей инновационной деятельности (анкетирование родителей);

- Оформление наглядной информации для  родителей по теме инновационной деятельности;

-Осуществление мониторинга динамики  социально-коммуникативных навыков и развития речи у дошкольников;

- Разработка и внедрение в практику работы МАДОУ проектов;

- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, требований к максимальной нагрузке в организованных формах обучения;

-Распространение инновационного педагогического опыта работы учреждения (участие в научно- практических конференциях, семинарах, ярмарках идей, педагогическом марафоне, методических объединениях, открытых просмотрах занятий);

-Осуществление взаимодействия МАДОУ с социумом;

4. Информационные условия

-СМИ

- Сайт

-Интернет

-Публикации

Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу, имеющихся в наличии и планируемых к разработке

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016., 352с.
  2.  Региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Коркина и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015.
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольниковстяжелымнарушениемречи. под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
  4. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова, - М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  5. Ушакова О.С. Ознакомление детей с художественной  литературой  и развитие речи / О.С. Ушакова, - М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  6. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2016.- 304с.
  7. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Р. Стеркина. – СПб.: Детство –Пресс, 2015.

Для реализации инновационной деятельности по познавательно-речевому развитию в МАДОУ разработаны следующие образовательные программы по дополнительному образованию:

-Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Веселый счет» для детей 4-6 лет;

-Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Занимательная сенсорика»  для детей 3-4 лет;

-Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «По дороге к Азбуке»  для детей 5-7 лет;

-Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Говорим правильно» для детей 4-6 лет;

-Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Робототехника» для детей 5-7 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Риторика»  для детей 5-6 лет; -Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Говорушки» для детей 3-4 лет.

Планируется разработать дополнительные образовательные программы:

- Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Природа и мы» для детей 4-7 лет

- Дополнительная общеобразовательная (Дополнительная общеразвивающая программа) «Юный шахматист» для детей 5-7 лет.

Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки

-Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста.

-Разработанные образовательные проекты и образовательные программы педагогов.

-Методический сборник инновационного опыта педагогов МАДОУ

Распространение опыта и внедрение результатов проекта в массовую практику

Размещение материалов работы инновационной деятельности  на сайте детского сада.

Обобщение и распространение опыта работы по инновационной деятельности среди ДОО городского округа Саранск.

Выступления на заседаниях МО.

Публикация статей по теме инновационной деятельности в научно-педагогических изданиях.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie